chambre douce

дневники дизайнера интерьеров


Previous Entry Share Next Entry
День рождения Стратегии
amour_2
Вадим начал вести блог.

Оригинал взят у vadyaatamanenko в День рождения Стратегии







У меня есть один официальный документ. Это ответ на обращение жителя одного из подмосковных городов  к структуре, отвечающей за архитектурное развитие региона.

В общих чертах причина обращения следующая:  в городе строится большой 23-этажный жилой комплекс, что в данном случае является серьезной градостроительной ошибкой и нарушением установленных норм. Документ интересен тем, что фиксирует носителей ошибочных представлений об архитектурном развитии одного из российских регионов. Перечислим виновников торжества:


  1. Главное управление архитектуры и градостроительства области

  2. Девелопер

  3. Проектная организация (хотя, нужно признать, проектировщики в силу финансовых обстоятельств часто вынуждены выполнять указания девелоперов; задание на проектирование формируют, все-таки, последние)

  4. Администрация района

  5. Местные жители (в документе упомянуты публичные слушания, кроме того, информация о начале застройки распространялась городскими активистами через почтовые ящики и объявления)

  6. Администрация города

  7. Градостроительный Совет области

  8. Представители негосударственной экспертизы

  9. Отдел государственного строительного надзора

Личности и полные названия организаций не упомянуты в списке неслучайно. Нам важен не переход к местным разборкам, а общая картина – все участники крупного градостроительного процесса без каких-либо особенных рефлексий ухудшают общую среду обитания.

Попробуем разобрать подробнее совершаемую ими ошибку.






Все мы знаем, что многоэтажная застройка порождает перенаселенность, выражающуюся в следующих негативных моментах:



  1. Повышенная нагрузка на автомобильные дороги (на маленькой площади невозможно увеличение количества дорог, а вот увеличение количества автомобилей - вполне).

  2. Повышенная нагрузка на парковочные места – паркинг, предусмотренный проектом, никогда не покрывает потребностей жителей, поэтому происходит переполнение всех имеющихся парковочных площадей города.

  3. В связи с увеличением количества автомобилей, сосредоточенных на маленькой площади, происходит ухудшение экологических параметров.

  4. Повышенная нагрузка на общественный транспорт. Увеличение количества маршрутных транспортных средств – процесс многолетний и не всегда возможный. Жители сверхуплотненных районов будут чувствовать дискомфорт.

  5. Повышенная нагрузка на социальную инфраструктуру – застройщик, как правило, не может компенсировать необходимое увеличение поликлиник, детских садов, школ и других важных социальных учреждений.

  6. Длительное проживание среди большого количества людей, сосредоточенных на маленькой площади пространства, дискомфортно для человека.

  7. Ухудшение визуальных параметров для существующих зданий – нарушение масштабности, закрытие обзора (район расположен на берегу реки), уменьшение количества солнечного света.


Закон отчасти подтверждает отрицательное воздействие сверхуплотнения на городскую среду тем, что вводит запрет на строительство выше 17-ти этажей (хотя и такая максимальная этажность в общем случае неприемлема с точки зрения современной урбанистики). Ограничение зафиксировано в Постановлении Правительства Московской Области от 16 января 2012г.№24/54, п. 3.7, таблица №1.

Иногда высотная застройка обоснована. Например, мало кто сможет сказать о неправильности возведения знаменитых сталинских высоток. Они красивы, привлекательны, даже комфортны. Рассматриваемый нами объект, конечно, дотянуться до такого эстетического уровня не может. Значит, обоснование не в этом.

Может быть, в регионе строительства недостаточно земельных ресурсов? В Сингапуре многоэтажное строительство – это вынужденная мера, земли там действительно мало. Но и эта причина также не подходит – в Московской области, и конкретно в рассматриваемом районе, свободной земли более чем достаточно.

Таким образом, остается только одна причина – такой тип застройки выгоден девелоперу. Стоимость земли гораздо ниже, ниже и стоимость коммуникаций, необходимых для функционирования, стоимость благоустройства. Это – эхо советской градостроительной системы образца после 1955 г., когда во главу угла встала стоимость, а не архитектурная правильность.  Капиталистический уклад, как это ни странно, с завидной легкостью принял наследие социалистической эпохи.

Объект получается выгодным для девелопера, но невыгодным для всех остальных. Например для:



  1. Администраций города/района/области (они лишаются возможности усовершенствования жилого района, т.к. пространства для этого после такой уплотненной застройки остается крайне мало)

  2. Работников социальной сферы - врачей/педагогов/чиновников (у них возрастает нагрузка)

  3. Старых жителей (у них ухудшаются условия проживания)

  4. Новых жителей (они получают условия проживания хуже возможных)

  5. Проектировщиков – стоимость проектирования нескольких крупных объемов ниже стоимости большего количества объектов поменьше. Кроме того, проектирование «неправильных» объектов – пятно на репутации.

  6. Транзитного транспорта – проезжающие мимо строящегося района водители и пассажиры (рядом шоссе) будут чувствовать ощутимый дискомфорт.


При этом я ни в коем случае не хочу упрекнуть всех участников строительства в какой-то особенной зловредности. Это достаточно профессиональные и в меру компетентные люди, которые делают то, что считают правильным. Вряд ли нарушения продиктованы коррупционной составляющей – все-таки количество участников согласования рассматриваемого объекта достаточно велико, чтобы были и окупаемая материальная возможность, и пониженные риски для запуска коррупционных действий.

Думаю, что принципиальная градостроительная ошибка, которую все они совершают, -  это не следствие злого умысла, а лишь следствие отсутствия правильных ориентиров.

Правильные ориентиры – это следствие правильного воспитания. Но в данном случае правильному воспитанию неоткуда взяться. Существуют учебные программы, которые воспитывают студентов, однако надо учесть, что у студентов или вчерашних студентов  обычно в течение десятилетий после окончания учебы отсутствует возможность непосредственно управлять градостроительной ситуацией – ей управляют «взрослые». А «взрослых» воспитать может только документ.

Конечно, этот самый документ до недавнего времени отсутствовал.

Так родилась Стратегия развития русских поселений.



?

Log in

No account? Create an account